Мода на "зеленое"
Экологичность, энергоэффективность, «зеленые» технологии — к
этому идет бизнес во всем мире. И дело здесь не только в экономии, но и
в престиже. Крупные международные компании окружают себя ореолом
экологии во всем, начиная с принципов производства и заканчивая
условиями работы в офисах. В России «зеленая» тема пока не достигла
таких масштабов.
Эффективное использование ресурсов — для человечества мера вынужденная,
но крайне необходимая, и, как выяснилось, экономически выгодная. Траты
на энергоэффективные технологии в конечном счете компенсируются
существенным сокращением расходов. «Сейчас „быть экологичным“ ‒ это
модный тренд во всем мире, который касается всех сторон нашей жизни, ‒
отметила в интервью RWAY.RU руководитель московского офиса органа по
сертификации НП «Экологический союз» Анна Матягина. ‒ Россия не избежала
этого влияния, хотя и находится в первоначальной стадии формирования
культуры экологического потребления».
Ну а международный бизнес свой выбор в пользу «зеленого» уже сделал.
Крупные девелоперы не жалеют вкладывать средства в энергоэффективное
технологии при строительстве и модернизации. Яркий пример — ремонт
самого известного американского небоскреба Empire State Building (Эмпайр
Стейт Билдинг). На усовершенствование здания было затрачено 20
миллионов долларов — в нем была установлена система управления расходами
на электроэнергию, модернизированы лифты, кондиционеры, заменены все
окна. Сейчас Эмпайр Стейт Билдинг имеет золотой сертификат
энергоэффективности LEED. После ремонта небоскреб стал потреблять на
четверть меньше энергии, расходы на его эксплуатацию сократились на 2,4
миллионов долларов в год, и главное, это привлекло новых арендаторов.
В России бизнес-центров, отвечающих принципам энергоэффективности, пока
единицы. «На данный момент по «зеленым» стандартам в столице
сертифицировано 230 тыс. кв.м офисных площадей, ‒ рассказал RWAY.RU
директор по управлению активами инвестиционной компании O1 Properties
Павел Барбашев (компания владеет и управляет активами офисной
недвижимости в Москве). ‒ Среди них бизнес-центры «Дукат Плейс II»,
«Дукат Плейс III», «Японский Дом», «Белая Площадь», «Олимпия Парк» и
Lighthouse (по британскому стандарту BREEAM). Еще это офисы компаний
Siemens в БЦ «Легион II» и Deutsche Bank в NordStar Tower, а также часть
офисных помещений в БЦ Vivaldi Plaza (по американскому стандарту
LEED)».
Одним из первых объектов коммерческой недвижимости в России, получившим
сертификат BREEAM, стал бизнес-центр Ducat Place III, расположенный на
улице Гашека. Он был сдан в эксплуатацию в 2007 году, а в 2010 девелопер
‒ международная компания Hines ‒ решила усовершенствовать здание с
помощью экологической «начинки». В Ducat Place III, в частности, была
использована эффективная система управления лифтами, установлены
водомерные счетчики и датчики, введены контроллеры для вентиляционного и
сантехнического оборудования, оптимизирована система освещения с
использованием датчиков освещенности и движения, организован процесс
раздельного сбора отходов. В результате энергопотребление здания
сократилось на 35%.
Относительно недавно, осенью 2012 году, сертификат BREEAM получил
бизнес-комплекс «Олимпия Парк» (расположен в районе Водного стадиона). В
нем также установлены энергоэффективные лифты и энергосберегающие
лампы, световые датчики и водомерные счетчики, использовано
энергосберегающее остекление, а также эффективная система
автоматического полива. На территории, прилегающей к комплексу, высажено
около сотни деревьев, а площадь газонов составляет 15 720 кв.м.
Вообще среди самых распространенных энергоэффективных технологий
эксперты называют: термоизоляцию, рекуперацию (возвращение части
материала или энергии, расходуемых при проведении того или иного
технологического процесса), светодиодное освещение, использование
альтернативных и возобновляемых источников энергии, тепловых насосов,
датчиков и систем управления зданием (BMS). То есть, усовершенствовать в
сторону экологичности можно любое уже построенное здание, тем более для
девелоперов это выгодно.
«Применение „зеленых“ технологий позволяет сертифицировать здание по
экологическим стандартам, а это, в свою очередь, повышает инвестиционную
привлекательность и капитализацию, ‒ рассказал RWAY.RU гендиректор
«Просперити Проджект Менеджмент», Председатель Правления Совета по
экологическому строительству в России Алексей Поляков. ‒ Это происходит
за счет снижения рисков инвесторов, более низких эксплуатационных
расходов, качественной и здоровой рабочей среды, малых вакантных
площадей и более высоких арендных ставок при постоянном спросе». Кроме
того, использование энергоэффективных технологий при строительстве
коммерческой недвижимости в дальнейшем позволяет привлечь крупных
арендаторов. «Это помогает привлечь крупные международные компании,
которые высоко оценивают стремление собственника к повышению
экологических стандартов офисных зданий, ‒ отмечает директор по
управлению активами инвестиционной компании O1 Properties Павел
Барбашев. ‒ Это влияет на стабильность арендного потока, высокий уровень
платежеспособности и надежности арендаторов, меньшую ротацию
арендаторов, и, как следствие, высокую инвестиционную привлекательность
проекта и капитализацию». Однако спрос на экологичные офисы в России
пока небольшой.
«В нашей стране пока нет массового спроса на офисные помещения в
экологически сертифицированных объектах, мы имеем дело с единичными
случаями», ‒ говорит глава московского офиса «Экологического союза» Анна
Матягина. По её мнению, в России еще не сформирована культура
экологически ответственного потребления, население плохо информировано о
преимуществах экологичных товаров и услуг, а государство пассивно
относится к экологическим проблемам.
Не удивительно, что «зеленые» офисы в России приобретают и арендуют, в
основном, международные компании. К примеру, в Ducat Place III площади
арендуют Goldman Sachs, Cushman & Wakefield, Clifford Chance,
Citibank, а также Европейский Банк Реконструкции и Развития. В БЦ
«Олимпия Парк» расположены офисы BMW Group Russia, TELE2, «Лаборатории
Касперского», «Тинькофф. Кредитные системы».
«К сожалению, в текущих реалиях российского рынка, не так много
арендаторов, которые готовы оценить «зеленые офисы» и платить более
высокую аренду за возможность нахождения в таких зданиях, ‒ подчеркивает
Павел Барбашев из O1 Properties. ‒ Особенно это относится к российским
компаниям. Слишком часто приоритетным является бюджетная составляющая, а
не качественная. Западные компании лучше понимают преимущества
нахождения в «зеленом офисе».
«О привлекательности „зеленого“ строительства для современного рынка
недвижимости экспертами высказано много актуальных мнений, ‒ говорит
гендиректор агентства RWAY Александр Крапин. ‒ Резюмируя их можно
сказать, что «зеленое» строительство является перспективным направлением
деятельности девелоперов, особенно работающих в дорогих сегментах
рынка». Однако развитие экологического строительства не возможно без
поддержки девелоперов со стороны государства и потребителей.