19.05.11 Мейдан: Торговый центр с зеленым лугом на крыше
В азиатской части Стамбула в пригороде Умрание, рядом с открывшимся в мае 2005 года IKEA-market, в августе 2007 года был открыт торговый центр Metro Group Asset Management (МАМ), строительство которого продолжалось около двух лет. Новый торговый центр Мейдан, что по-турецки означает «базар» или «место встреч», выступает за совершенно новую концепцию торговых центров. Согласно MAM, это «первая торговая площадь мира», поэтому открытая архитектура нового здания спланирована так, чтобы привлечь клиентов и вызвать у них желание задержаться здесь подольше. Новшество этой концепции заключается в том, что 50 магазинов, ресторанов и кафе структурированы по пяти «тематическим мирам», расположенным вокруг центральной площади. Таким образом, магазины и развлекательные заведения становятся легко доступными для посетителей через лестницы и пандусы, они компактно расположены, а не разбросаны по всему комплексу площадью 70,000 м ² . Также новым в торговом центре Мейдан является сочетание необычной архитектуры с особыми технологиями. Естественные луга и частично доступные крыши созданы в качестве плавного перехода между различными архитектурными структурами и одним из самых больших геотермальных станций в Европе, которое позволяет создать в торговом центре Мейдан оптимальные климатические условия и обеспечить ему благоприятные условия развития.
Концепция торгового центра, который представляет собой зеленый оазис, где созданы возможности для игр, прогулок и пикников, в окружении района бетонных зданий, была создана в Лондоне архитекторами FOA (Архитекторы министерства иностранных дел). Эту концепцию они убедительно отстаивали на четырехдневном семинаре с участием пяти всемирно известных команд архитекторов в 2005 году.
Торговый центр напоминает о первоначальном виде районе и в то же время устремлен в будущее. Например, крыша, покрытая травой, напоминает о прошлом района Умрание, который еще несколько десятилетий назад был сельским пригородом, где обитало около 900 жителей. В последние годы их число возросло до 650,000. К тому же, сейчас здесь находятся многие международные компании, которые извлекают выгоду из благоприятного расположения на перекрестке главных артерий между азиатской и европейской частями города.
Торговая площадь представляет собой общественное пространство среди моря зданий. Концепция дизайна учитывает существующие и ожидаемые маршруты пешеходов в этом районе. Она заключается в том, чтобы вести людей по склонам зеленых крыш в центр торгового комплекса Мейдан. Мейдан ориентирован на представителей всех поколений, но особенно привлекателен для молодежи, которая составляет 50% населения Стамбула. В дополнение к основным магазинам »Media Markt» и »Real» существуют «мир» моды и спорта, а также многочисленные служебные магазины, большой кинотеатр и универсальный фуд-корт. Торговый центр уже стал местом встречи для всего города. В выходные он привлекает более 50.000 посетителей.
Создание зеленой кровли — непростая проблема
Создание естественной растительности, которая была необходима архитекторам на сложенных, а иногда и очень крутых наклонных поверхностях крыши, представляло собой особую проблему. Из-за разнообразия типов кровель (16.000 м ² недоступной плоской крыши, 1.250 м ² доступной плоской крыши, 11,900 м ² крыши с наклоном ок. 25 ° и 1.500 м ² крутой крыши с наклоном более 35 °) ZinCo использовал четыре различных кровельных системы. Установка, происходившая с марта по август 2007 года, была проведена Onduline Avrasya AS, турецким партнером ZinCo. Конструкция крыши - состоящей из трапециевидных листов с теплоизоляцией, изготовленных из вспененного пенополистирола — была сделана водонепроницаемой с корнеустойчивой однослойной мембраной немецкого производства (Rhepanol от FDT FlachdachTechnologie GmbH & Co. KG). Так что установка зеленой кровли могла быть начала непосредственно после установки необходимых барьеров сдвига в крутых склонах крыши.
Ранее из Германии были поставлены защитные маты, дренажные элементы типов Floradrain ® и Floraset ®, системные фильтры, а также элементы Georaster® для крутых склонов крыши, в то время как интенсивный и экстенсивный субстраты, используемые в проекте, были смешаны в Турции, в соответствии с технологиями ZinCo. Сотрудники технического отдела ZinCo, которые разработали рецепт смешения трав, а также ответственный экспорт-менеджер г-н Карл-Хайнц Браун, которому приходилось время от времени брать на себя задачи строительства в Стамбуле, показали свое полное соответствие задаче. Усилия были полностью оправданы. Зелень быстро росла, благодаря встроенной системе орошения в зеленой кровле. Уровень воды постепенно снижался, чтобы приучить растения к местным климатическим условиям.
Пример Мейдана показывает, что торговые центры и другие крупные строительные проекты не обязательно должны создаваться в закрытых «зеленых» областях. При наличии соответствующих концепций и с использованием необходимых технологий зеленый оазис может быть создан даже в районе плотной городской застройки. Пример Мейдана может быть воспроизведен и на территории всего Аравийского полуострова.