19.05.11 Мейдан: Торговый центр с зеленым лугом на крыше
В азиатской части
Стамбула в пригороде Умрание, рядом с открывшимся в мае 2005 года IKEA-market, в августе 2007
года был открыт торговый центр Metro Group Asset Management (МАМ), строительство которого продолжалось около
двух лет. Новый торговый центр Мейдан, что по-турецки означает
«базар» или «место встреч», выступает за совершенно новую
концепцию торговых центров. Согласно MAM, это «первая торговая площадь мира»,
поэтому открытая архитектура нового здания спланирована так, чтобы привлечь
клиентов и вызвать у них желание задержаться здесь подольше. Новшество этой
концепции заключается в том, что 50 магазинов, ресторанов и кафе
структурированы по пяти «тематическим мирам», расположенным вокруг
центральной площади. Таким образом, магазины и развлекательные заведения
становятся легко доступными для посетителей через лестницы и пандусы, они
компактно расположены, а не разбросаны по всему комплексу площадью 70,000 м ²
. Также новым в торговом центре Мейдан
является сочетание необычной архитектуры с особыми технологиями. Естественные
луга и частично доступные крыши созданы в качестве плавного перехода между
различными архитектурными структурами и одним из самых больших геотермальных
станций в Европе, которое позволяет создать в торговом центре Мейдан оптимальные
климатические условия и обеспечить ему благоприятные условия развития.
Концепция торгового
центра, который представляет собой зеленый оазис, где созданы возможности для
игр, прогулок и пикников, в окружении района бетонных зданий, была создана в
Лондоне архитекторами FOA (Архитекторы министерства иностранных дел). Эту концепцию они убедительно отстаивали на
четырехдневном семинаре с участием пяти всемирно известных команд архитекторов
в 2005 году.
Торговый центр напоминает
о первоначальном виде районе и в то же время устремлен в будущее. Например,
крыша, покрытая травой, напоминает о прошлом района Умрание, который еще
несколько десятилетий назад был сельским пригородом, где обитало около 900
жителей. В последние годы их число возросло до 650,000. К тому же, сейчас здесь
находятся многие международные компании, которые извлекают выгоду из
благоприятного расположения на перекрестке главных артерий между азиатской и
европейской частями города.
Торговая площадь представляет собой общественное пространство среди моря зданий. Концепция дизайна учитывает существующие и ожидаемые маршруты пешеходов в этом районе. Она заключается в том, чтобы вести людей по склонам зеленых крыш в центр торгового комплекса Мейдан. Мейдан ориентирован на представителей всех поколений, но особенно привлекателен для молодежи, которая составляет 50% населения Стамбула. В дополнение к основным магазинам »Media Markt» и »Real» существуют «мир» моды и спорта, а также многочисленные служебные магазины, большой кинотеатр и универсальный фуд-корт. Торговый центр уже стал местом встречи для всего города. В выходные он привлекает более 50.000 посетителей.
Создание зеленой кровли —
непростая проблема
Создание естественной растительности, которая была необходима архитекторам на сложенных, а иногда и очень крутых наклонных поверхностях крыши, представляло собой особую проблему. Из-за разнообразия типов кровель (16.000 м ² недоступной плоской крыши, 1.250 м ² доступной плоской крыши, 11,900 м ² крыши с наклоном ок. 25 ° и 1.500 м ² крутой крыши с наклоном более 35 °) ZinCo использовал четыре различных кровельных системы. Установка, происходившая с марта по август 2007 года, была проведена Onduline Avrasya AS, турецким партнером ZinCo. Конструкция крыши - состоящей из трапециевидных листов с теплоизоляцией, изготовленных из вспененного пенополистирола — была сделана водонепроницаемой с корнеустойчивой однослойной мембраной немецкого производства (Rhepanol от FDT FlachdachTechnologie GmbH & Co. KG). Так что установка зеленой кровли могла быть начала непосредственно после установки необходимых барьеров сдвига в крутых склонах крыши.
Ранее из Германии были
поставлены защитные маты, дренажные элементы типов Floradrain ® и Floraset ®, системные фильтры, а также элементы Georaster® для крутых
склонов крыши, в то время как интенсивный и экстенсивный субстраты,
используемые в проекте, были смешаны в Турции, в соответствии с технологиями ZinCo. Сотрудники
технического отдела ZinCo, которые разработали рецепт смешения трав, а также ответственный экспорт-менеджер
г-н Карл-Хайнц Браун, которому приходилось время от времени брать на себя
задачи строительства в Стамбуле, показали свое полное соответствие задаче.
Усилия были полностью оправданы. Зелень быстро росла, благодаря встроенной
системе орошения в зеленой кровле. Уровень воды постепенно снижался, чтобы
приучить растения к местным климатическим условиям.
Пример Мейдана показывает, что торговые центры и другие крупные строительные проекты не обязательно должны создаваться в закрытых «зеленых» областях. При наличии соответствующих концепций и с использованием необходимых технологий зеленый оазис может быть создан даже в районе плотной городской застройки. Пример Мейдана может быть воспроизведен и на территории всего Аравийского полуострова.